Разнообразные формы прямой демократии являются связующим звеном между населением, выборными и иными органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления, эффективным способом оценки деятельности органов и должностных лиц.
К основным причинам, препятствующим широкому использованию населением форм прямого волеизъявления, можно отнести низкую активность и вовлеченность граждан в процессы местного самоуправления, недоверие населения органам муниципальной власти, а также недостаточную информированность населения о функциях, структуре и полномочиях органов муниципальной власти.
В настоящее время имеется законодательная база, которая позволяет жителям муниципальных образований активно участвовать в решении местных проблем. Это не только Федеральный закон № 131-ФЗ, но также федеральные законы от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетирование» и др. Большое количество законов, конкретизирующих наиболее существенные вопросы организации местных референдумов, выборов органов местного самоуправления и их должностных лиц, территориального общественного самоуправления, проведения публичных слушаний принято субъектами Российской Федерации. Порядок участия населения в осуществлении местного самоуправления регулируется также муниципальными правовыми актами.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 131-ФЗ местное самоуправление является одной из форм осуществления народом своей власти, призванной обеспечить в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Оба способа осуществления населением местного самоуправления (непосредственный и опосредованный) взаимодополняют друг друга, и в их гармоничном сочетании достигается особая эффективность в решении вопросов местного значения, присущая этой форме публичной политической власти.
Непосредственное осуществление населением местного самоуправления регулируется в главе 5 Федерального закона № 131-ФЗ одновременно с порядком участия населения в осуществлении местного самоуправления. Несмотря на схожие названия, эти две группы форм муниципальной демократии имеют принципиальные отличия. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления являются прямым следствием части 2 статьи 3 Конституции Российской Федерации, предусматривающей, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Принимаемые в рамках этих процедур решения обладают наивысшей юридической силой среди всех остальных муниципальных правовых актов и являются обязательными для исполнения органами местного самоуправления. Формы участия населения
в осуществлении местного самоуправления, как правило, являются консультативными, то есть используются как дополнительные по отношению к деятельности органов местного самоуправления; принимаемые населением решения не носят обязательного характера.
Из 13 форм муниципальной демократии, закрепленных в главе 5 Федерального закона № 131-ФЗ, к числу непосредственных форм осуществления населением местного самоуправления относятся местный референдум (статья 22), муниципальные выборы (статья 23), голосование по отзыву и голосование по вопросам изменения границ или преобразования муниципального образования (статья 24), а также сходы граждан (статьи 25
и 25.1). Остальные статьи рассматриваемой главы Федерального закона
№ 131-ФЗ посвящены участию населения в процессе местного самоуправления, которое может осуществляться в форме публичных слушаний (статья 28), собраний граждан (статья 29), конференций граждан (статья 30), опросов граждан (статья 31), обращений граждан в органы местного самоуправления (статья 32) и в других формах.
Участие населения в осуществлении местного самоуправления закреплено и в других федеральных законах, например, в Федеральном законе от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетирование», но с учетом определенных требований. Так, публичные мероприятия не должны проводиться в запрещенных местах, преследовать запрещенные законом цели, а должны проходить мирно, без использования оружия, без призывов к смене власти, а также без участия детей. В организации местного самоуправления население может использовать возможности общественных, религиозных и политических организаций, деятельность которых регулируется федеральными законами
от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», от 12.01.1996
№ 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 12.01.1996 № 10-ФЗ
«О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»,
от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»,
от 23.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях»
и от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях».
Для создания условий комфортного и благоприятного проживания населения на конкретной территории, однозначно можно сделать вывод
о том, что вопрос тесного, эффективного и плодотворного взаимодействия
и сотрудничества, основанного на принципе паритетности, в решении вопросов местного значения имеет крайнюю важность. Решение его требует комплексного подхода на всех уровнях: государственном, региональном
и, конечно же, местном.
Важно отметить, что местное самоуправление может быть успешным только тогда, когда органы местной власти могут организовать эффективное
и результативное управление.
В Российской Федерации перечень показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления утвержден Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, муниципальных, городских округов и муниципальных районов». В данном документе основное внимание уделено показателям, которые в основном зависят от деятельности местных властей
и характеризуют качество жизни населения, степень внедрения новых методов и принципов управления. Каждый год эффективность деятельности органов местного самоуправления во всех субъектах Российской Федерации оценивается по следующим критериям: экономическое развитие (дорожное хозяйство и транспорт, развитие малого и среднего предпринимательства, улучшение инвестиционной привлекательности), доходы населения, здоровье, дошкольное и дополнительное образование детей, образование (общее), физическая культура и спорт, жилищно-коммунальное хозяйство, доступность и качество жилья, организация муниципального управления. Необходимо обратить внимание на то, что показатели оценки эффективности органов местного самоуправления, связаны с социальной или экономической сферой.
Цель местного самоуправления заключается в повышении уровня жизнеобеспечения населения муниципального образования. Для этого местное самоуправление решает следующие задачи:
- – создает социальную инфраструктуру;
- – стабилизирует экономику;
- – регулирует социально-экономические процессы;
- – развивает межрегиональные и внутрирегиональные связи;
- – поддерживает экологическую обстановку;
- – сохраняет единое экономическое пространство.
Подводя итог, можно сказать, что местное самоуправление является неким социальным институтом, который не может функционировать вопреки интересам населения. Самостоятельность местного самоуправления гарантируется Конституцией Российской Федерации, которая проявляется
в самостоятельном формировании и управлении местными финансово-экономическими ресурсами, самостоятельном формировании органов местного значения, самостоятельной деятельности органов местного самоуправления и самостоятельном решении вопросов местного значения
Местное самоуправление играет значимую роль, как механизм гражданского участия, способа активизации инициативы снизу, в результате чего возникает вероятность внедрения предложений местных жителей
в социальную и политическую практику, но и формирования активной общественной среды.
Именно население муниципалитета в зависимости от своих политических взглядов, возникших общественных инициатив и социально-экономического развития муниципального образования формирует потребности, которые должны быть удовлетворены в местном самоуправлении.
Для повышения эффективности общественного участия в вопросах местного самоуправления необходимо реализовать следующие меры:
- – совершенствование федерального законодательства;
- – информирование граждан о возможностях участия в вопросах местного значения;
- – воспитание через средства массовой информации, учебные заведения;
- – разработка рекомендаций для муниципальных образований по созданию системы поддержки общественных инициатив;
- – создание системы образования глав и специалистов муниципалитетов в сфере взаимодействия с общественностью;
- – разработка модельных документов для муниципальных образований по работе с общественностью;
- – создание эффективно работающих ресурсных центров;
- – более активное включение в процесс развития общественной активности представителей средств массовой информации.
Таким образом, при воплощении всех вышеперечисленных мер, будет достигнута гражданская активность населения в вопросах местного самоуправления.